РусскийБеларускi

 

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Учащимся
  • Родителям
  • Учительская
  • Противодействие коррупции
  • Организация питания учащихся
  • ШАГ для 8-9 классов
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Военно-патриотическое воспитание
  • Работа с детскими и молодежными объединениями
  • Физкультурно-оздоровительная работа
  • Библиотека
  • Социально-педагогическая поддержка
  • Дошкольное образование
  • Летний оздоровительный лагерь 2023
  • Фотогалерея
  • Попечительский совет
  • Безопасность
  • COVID-19
  • Ситуационная помощь
  • Сервисы
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

    © copyright

     

    Интерактивная карта Интерактивная карта

    Портал рейтинговой оценки

    Портал рейтинговой оценки

    QR-код учреждения

    QR-код анкеты


    Родительское собрание

    Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

    «Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему»

    А.Швейцер.

    Задачи собрания:

    1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

    2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.

    3.Вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.

    Форма проведения:

    Круглый стол

    Вопросы для обсуждения:

    -Что значит быть культурным человеком?

    -Критерии культуры личности.

    - Роль общения в жизни человека

     

    I. Вступительное слово.

    Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги! Сегодняшнее родительское собрание посвящено теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей». Я предлагаю провести его в форме круглого стола.

    Вопросы для обсуждения:

    Вопрос 1. Считаете ли вы, что проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время? Почему?

    В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.

    Вопрос 2. Кого вы считаете воспитанным?

    Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

    Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.

    Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

    Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

    Этим вопросам в классе были и будут ещё посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.

     

    II. Анализ анкет родителей и детей.

    Анкета 1

          Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-»

    -Громко кричать

    -Драться

    -Перебивать в разговоре другого  человека

    -Списывать из чужой тетради во время контрольной

    -Задавать неуместные вопросы

    -Свистеть

    -Ругаться

    -Жадничать

    -Сплетничать

    -Ябедничать

    -Врать

    -Навязываться в друзья

    -Не обращать внимания, если кого-то обижают

    -Молчать, если кто-то совершил плохой поступок

    -Приставать к людям с расспросами

    -Завидовать кому-то

    -Жаловаться на кого бы то ни было

    -Быть равнодушным к чужой беде

     

    Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

    Сравним задание в форме тезиса «Продолжи незаконченное предложение», данное учащимся и родителям.

    Анкета 2

    Продолжите предложения:

    Добрый человек – это  тот, который____________________________________

    Злой человек – это тот, который_______________________________________

    Честный человек – это тот, который ___________________________________

    Правдивый человек – это тот, который _________________________________

    Жестокий человек – это тот, который __________________________________

    Грубый человек – это тот, который ____________________________________

     

    Анкета для учеников

    Из приведённых прилагательных подчеркни те, которые к тебе никак не относятся.

    Умный, глупый, культурный, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

    .Анкета для родителей

    Из приведённых слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка.

    Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

     

    Дети считают, что культурный человек - это тот человек, который вежливо относится к окружающим; всегда здоровается; соблюдает все правила; говорит спасибо; он добрый; культурно ест; хорошо относится к вещам; всё делает культурно; не ябеда; красивый и добрый; умный и ласковый; выполняет правила поведения; всё делает хорошо.

    Родители - человек, который соблюдает правила поведения в обществе; воспитан на лучших примерах развития человечества; почитает нормы морали; вежливо общается с людьми; постоянно обогащает свой духовный мир; придерживается моральных норм; с уважением относится к окружающим людям; знает где и когда, что сказать, что бы не обидеть другого человека; знаком с правилами этикета и умеет их применять.

     

    Вопрос 3. Какие качества характера присущи культурному человеку?

    Ответы детей и родителей совпадают. Были выделены такие качества характера: доброта, открытость, добросердечность, уравновешенность, правдивость, требовательность, исполнительность, дружелюбие, отзывчивость, исполнительность, воспитанность, уважительность, вежливость, честность, порядочность.

     

    Вопрос 4. Какие качества характера ваших детей ещё не раскрыты?

    Родители поделились сведениями об индивидуальных качествах характера ребёнка, которые ещё не раскрыты.

    Из анкеты для учеников, требующей из приведённых прилагательных подчеркнуть те, которые к тебе никак не относятся, все посчитали, что они не являются глупыми, злыми, жадными, грубыми, ябедами, жалобщиками, насмешниками и врунами.

    Дети знают, какими качествами характера не должен обладать культурный человек.

    Информация к размышлению.

    1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.

    2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями

    3.Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.

    4.Считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

     

    Вопрос 5. Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?

    (Ответы родителей)

    Что вы подразумеваете под словом «этика»?

    В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение — строго установленный порядок поведения и формы обхождения.

     

    Вопрос 6. Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?

    (Ответы родителей)

    Культура личности включает несколько аспектов:

    1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.

    Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

    Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.

     

    III. Дискуссия по ситуациям.

    Ситуация 1.

    Весь класс приглашён на праздник «Масленица» в детскую библиотеку. Дочь просит маму разрешить ей надеть новое платье, в котором она была на Новогоднем празднике. Ваши действия.

    Ситуация 2.

    Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса. Наступило время обеда. Все расположились на поляне, разложив еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать. На приглашение родителей и учителя принять участие в общей еде ответили отказом... Что нужно сделать в данном случае?

    В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.

    Предлагаю Вам поиграть в игру «Если…», которая поможет научить вашего ребёнка жить в мире людей.

    Игра «Если...»

    1)...ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

    2)...ребёнок живёт во вражде, он учится …(быть агрессивным).

    3)...растёт в упрёках, он учится …(жить с чувством вины).

    4)...в терпимости, он учится …(понимать других).

    5)...хвалят, он учится … (быть благородным).

    6)...растёт в честности, он учится … (быть справедливым).

    7)...в безопасности, он учится … (верить людям).

    8)...ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя).

    9)...ребёнка высмеивают, он учится …(быть замкнутым).

    10)...ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

    Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть». Потребность в общении, в духовном контакте, когда, душа с душою говорит, эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.

    3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.

    Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

    Выработке культуры речи у детей могут помочь игры типа: «Волшебные слова». Пусть ребёнок запишет и сосчитает, сколько и каких («волшебных») слов он сказал. Вечером подведите итоги. Можно совместно с ребёнком создать: «Азбуку хороших слов». Начинаем с буквы «А». Пусть ребёнок назвал и вы вместе запишите их (аккуратный, ароматный, авторитетный, активный, ангельский и т.д.). Так можно поработать и над пословицами, поговорками. В эту книжку можно записывать высказывания писателей, поэтов.

    Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.

    Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.

    Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.

    4) Культура быта.

    Составной частью её является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и своё жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его. Однако в этом надо помочь. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.

    Советы родителям по формированию культурного человека

    — Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.

    — Привлекайте детей к посильной деятельности.

    — Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону.

    — В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.

    — Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

    — Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее », « Мой внешний вид».

    — Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.

    (Обсуждение памятки для родителей по воспитанию культуры поведения у детей)

    Памятка для родителей

    1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

    2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

    3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.

    4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.

    5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

    6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.

    7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! 

     


    Семинар-тренинг с родителями

    «Адаптация ребёнка в новом коллективе»

    Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

    Задачи:

    1.создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем

    2.ознакомить родителей с психологическими особенностями адаптационного периода

    3.Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

    Форма проведения: семинар-тренинг

    Категории: родители учащихся 5-7 классов

    Ход собрания

    Теоретическая часть

             Итак, у Вашего ребёнка начальная школа уже позади. Он повзрослел, он стал учащимся пятого класса. 

    Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом. Но также пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя - учителя по разным предметам, преподающие в разных кабинетах и классный руководитель.

    Успешная социальная адаптация учащегося пятого класса во многом зависит не столько от его интеллектуальной готовности, но и главным образом, от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения и умеет общаться со своими сверстниками и педагогами. Итак, давайте сейчас с Вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников.

    Первая проблема - это новые условия обучения 

    При переходе в среднее звено ученик, в первую очередь, сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет изучается в отдельном классе, которых много. 

    У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это все требуется немало времени. И по школе приходится побегать, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок, и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленномуне следует забывать, что учащемуся надо заново завоевывать авторитет у всех преподающих у него педагогов, со всеми педагогами выстраивать отношения.

    Вторая проблема- это изменение требований 

    Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Один требует завести общую тетрадь, другой - простую, но их должно быть несколько. Учитель иностранного языка требует завести тетрадку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины в тетрадь. На уроках литературы больше ценится высказывание собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин.

    Третья проблема - это отсутствие постоянного контроля классного руководителя 

    В начальных классах у ученика был один учитель начальных классов, который выполнял функции и учителя, и классного руководителя, который все контролировал и мог вовремя подсказать, есличто-то не так. Иными словами, в начальной школе педагог отслеживал выполнение всего домашнего задания всеми без исключения учениками.

    При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка. Поэтому запомнить все без исключения особенности всех своих учащихся он не в состоянии. Со стороны классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность». Он не может постоянно следить за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков.

    Практическая часть

    А сейчас я предлагаю Вам сравнить на практике, чем же отличается жизнь учащегося начальной школы от жизни учащегося среднего звена, а сделаем мы это с помощью психологической игры «Экзамен для родителей»

    Игра «Экзамен для родителей».

    Родителям учащихся пятых классов предлагается ответить на несколько вопросов:
    1. Как Вы думаете, сколько учебных предметов изучал ваш ребёнок в четвертом классе? (11)
    2. А сколько учебных предметов он изучается сейчас в пятом классе? (12)
    3. Вспомните, пожалуйста, сколько педагогов было у вашего ребёнка в четвертом классе? (3)
    4. А сколько учителей-предметников обучает его сейчас в пятом классе? (10)
    5. Самое наибольшее количество уроков в день в четвертом классе? (5)
    6. Вспомните, пожалуйста, учебные дни недели, которые являются самыми трудными и напряжёнными у вашего ребенка в пятом классе?

    Вот Вам и наглядный пример, как изменилась жизнь Ваших детей при переходе в среднее звено.

    Упражнение «Эмоциональное восприятие» (выполняется под спокойную музыку)

    Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?

    Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть.

    Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

    Игра «Корзина чувств».

    Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

    Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе следующих родительских собраний.

    А в заключение мне хотелось бы вам рассказать притчу о Мудреце и бабочке.

    Эта история произошла давным-давно в одном старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца.

    И вот однажды завистник решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрёт. А если скажет «мёртвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее!»

    Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и прилюдно задал мудрецу вопрос: «Скажи, о мудрейший! Какая у меня бабочка в руках: живая или мёртвая?» И тогда великий мудрец, который был очень умным и дальновидным человеком, ответил: «Всё в твоих руках...»

    Так вот,  уважаемые родители,  все в ваших руках.


    Потребности ребёнка в признании и самореализации

    То, чем занимается ребёнок каждый день, чем интересуется и увлекается, оказывает большое влияние на формирование его личности. Ведь если подростку не дать возможность вовремя реализовать себя в том, что ему нравится, он может найти для себя вариант реализации, который не нравится родителям.

    Какая самореализация нужна школьнику? Ребёнку необходимо почувствовать себя успешным. Он может смотреть на своих сверстников и понимать, что тот поехал на областную олимпиаду по английскому, а вот этот выиграл соревнования по спортивному ориентированию, и невольно словить себя на мысли, что сам ничем не выделяется. Это может быть далеко от правды, а может и не быть. Но в обоих случаях важно найти подход к ребёнку и узнать, чем бы ему хотелось заниматься, чего добиться и чем обладать.

    Если ребёнок начал перечислять вам какие-то марки кроссовок и рюкзаков, а ещё вот такой смартфон или такая-то косметика – это говорит о том, что он хочет реализоваться среди одноклассников по критерию внешности. Можно сказать, что это полные глупости, ведь в конечном счете дело не в одежде и гаджетах. Однако для подростка крайне важно осознавать себя привлекательным. Это напрямую коррелирует с его восприятием себя и тем, как он общается с другими. Если школьник чувствует, что выглядит хуже остальных, появляется сутулость, замкнутость и иногда даже агрессия. А уж в таких симптомах хорошего крайне мало. И в дальнейшем решать психологические проблемы, появившиеся на этом фоне, бывает нелегко.

    Но одной внешней реализацией, конечно, всё не ограничивается. Ребёнку также необходимо найти то, в чём он будет успешен, лучше других, где сможет раскрывать свои таланты и возможно даже получать дипломы. Если этого не случится, со временем это приведёт к апатии, нежеланию добиваться чего-то, потому что уже вроде поздно, а в конечном счёте может даже испортить карьеру.

    Кроме того, успехи в увлечениях дают мощный толчок к развитию во всех остальных сферах, веру в себя и крайне позитивно сказываются на здоровье!

    Как помочь ребёнку в самореализации?

    Возвращаясь к первомутипу реализации, мы говорим о материальных вещах. Это вовсе не говорит о том, что ребёнка стоит завалить всем, что он просит и одевать его в самые дорогие вещи, а в 5 классе купить айфон.

    Общайтесь с ребёнком больше, будьте в курсе его окружения, просматривайте вместе фото с прогулок (естественно, делайте это ненавязчиво), так вы сможете узнать больше о том, что именно мечтает купить ребенок и почему, на кого он ориентируется, и насколько объективны его «запросы». Не упустите момент, когда ребёнок хочет обладать всем самым модным, чтобы с ним все общались, такой взаимосвязи быть точно не должно. Но не воспринимайте «в штыки» каждую его «хотелку». Спокойно обсуждайте каждую просьбу и приходите к оптимальному решению.

    Так вы точно избежите неожиданных ситуаций, когда дочь внезапно пришла с короткой стрижкой и синими волосами, а сын набил тату на полруки в обход тотальным запретам.

    Что касается реализации в увлечениях, то тут важно поддержать всё, что не опасно для жизни. Не впадайте в панику, если сын хочет заняться боксом, не думайте о том, что его там изобьют (таких мам, к сожалению, не мало). Просто найдите хорошую спортивную школу, где работают профессиональные тренеры, и ваш сын вырастет настоящим защитником своей семьи.

    Если видите, что ребёнок пропадает в онлайн-играх, предложите ему пойти на курсы программирования, чтобы в последующем научиться самому создавать игры или приложения.

    Не забывайте восхищаться даже самыми маленькими успехами ребёнка. Это даёт сильный стимул двигаться вперед, гораздо больший, чем если вы спросите «А почему только 3-е место,  а не 1-ое?». Кстати, о призовых местах, если ребёнок не против, записывайте его на олимпиады по разным предметам. Поддерживайте идеи о поездке на соревнования и т.д

    Всё это для ребёнка – залог успешного, уверенного в себе человека, а ведь это самое важное для каждого родителя.


    Родительский университет

    Семинар-практикум «Профилактика проблемного поведения подростков»

     

    Ребенок учится тому,

    Что видит у себя в дому,

    Родители – пример тому.

    Кто при жене и детях груб,

    Кому язык распутства люб,

    Пусть помнит, что с лихвой получит

    От них все то, чему их учит.

             Себастьяна Брант

    Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних - одна из важных проблем нашего общества, как остро стоящая на сегодняшний момент.

    Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.

    Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей?

    Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.

    Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.

    Следующее условие правильного воспитания ребенка – любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт. Любовь ребенка предполагает участие в жизни семьи. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает только труд.

    Важное условие успешного воспитания в семье – авторитет родителей. Авторитет родителей  это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.

    Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.

    Проблема беспризорности и безнадзорности приобретает особую актуальность. От того, насколько вовремя выявлены категории «трудных» подростков и насколько адекватна помощь предлагаемому подростку, зависит его психологическое  благополучие.

    К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу без уважительных причин, плохо ведут себя на уроках. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Либо не занимается совсем. Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей.

    Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

    • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
    • незнание их интересов и потребностей;
    • социально-экономическая нестабильность;
    • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
    • потеря эмоциональных контактов родителей с детьми.

    Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Подростками совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Необходимо изучить причины, источники,  обусловливающие правонарушения.

    Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

    Рассмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся. 

    Социальные факторы: Неблагоприятные условия семейного воспитания. Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

    Недостаточная любовь и внимание родителей. Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.

    Гиперопека. Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность. При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.

    Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка. В семьях, где детям нив чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

    Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.

     Памятка

    «Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком»

     

    Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.

    Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.

    Сохраните доверие ребёнка к себе.

    Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

    Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то по середине.

    Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.

    Не позволяйте собою манипулировать. 

    Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

    Меньше говорите, больше делайте.

    Установите разумные границы контроля.

    Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.

    Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.


    Лекция

    «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.

    Нравственные и культурные ценности семьи»

    Семья — общечеловеческая ценность. Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи — малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

    Главное назначение семьи — воспитание детей.

    Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

    Основными функциями семьи являются:

    • воспитательная;
    • оздоровительная;
    • духовно-нравственная;
    • познавательно-образовательная;
    • бытовая;
    • трудовая;
    • культурно-просветительная;
    • досугово-творческая;
    • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
    • охранно-защитная.

    Главные задачи семейного воспитания:

    • гармоническое развитие ребенка;
    • забота о здоровье детей;
    • помощь в обучении;
    • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
    • помощь в социализации личности;
    • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
    • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
    • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
    • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
    • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

    Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются: климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения); режим семейной жизни; содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

    Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны учреждения образования. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

    Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

    Вместе с тем, семья — одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них — это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

    В задачу семьи входит не только иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

    Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности.

    Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

    Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

    Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников).

    Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

    Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.

    Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.

    В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества — безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

    Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.

    Также существует дефицит общения родителей с детьми.

    Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

    Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

    Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

    Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

    В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

    Определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

    Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

    Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

    В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

    В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

    В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

    В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

    Таким образом, важнейшая социальная функция семьи — воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.


    Лекция-беседа «Жизненные цели подростков»

    Ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями.

    Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

    Дети поддаются влиянию компании, в которой оказываются, порой страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

    Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

    Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться в жизни и не потерять себя.

    Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.

    Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:

    Первая жизненная цель — создание своей личности.

    Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.

    Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.

    Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но в сравнении со школой влияние семьи намного больше. Семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели.

    Если у ребёнка нет цели, то и нет движения вперёд. Поэтому всё, что делается бесцельно (игра в компьютерные игры, долгие прогулки, болтание по телефону в течение нескольких часов, ленивое времяпровождение у телевизора) не даёт ребёнку никакого морального, умственного развития, разлагает личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого ответственного за свои поступки человека.

    Любое действие должно быть задано целью. Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять своё время и силы. Если эта работа ведётся систематически изо дня в день, то к старшим классам школы ребёнок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.

    Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет.

    Например, цель поступить в университет является долгосрочной, но для того, чтобы она реализовалась, от человека требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели: выполнять домашние задания, заниматься по предметам дополнительно, пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, заниматься исследовательской работой и т.д.

    Так какой же сделать для себя вывод? О том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.

    Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей, в том числе и родителей.

    Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями.

    Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно.

    При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и им придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы.

    К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом деятельности, нужно не только помочь ему с выбором, но и искренне радоваться вместе с ним в достижении успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы не заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.

    В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит то направление, которое выберет их ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.

    Какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?

    Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Подростки сегодня считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем «Я» – группе, обществу, государству, нации.

    Говорят, что ценность духовных целей для молодых людей за прошедшие годы возросла, в то время как ценность материального благополучия сократилась существенно.

    Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятие спортом.

    На втором месте – приобретение уверенности в будущем.

    Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации. Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки можно назвать: моральную распущенность, духовную нищету, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий.

    Нужно опасаться проявления в ребёнке пренебрежительного отношения к учёбе, знаниям, стремлению к примитивному времяпрепровождению, преобладанию материальных потребностей, то есть «вещизма», так как все это приводит к проблемам в поведении, отсутствие мотивации, стремления и желания  прилагать усилия по достижению желаемых целей и как следствие их отсутствие.

    Завершая обсуждение данной темы, хочется перечислить признаки в поведении детей, у которых нет жизненной цели:

    • демонстративное нарушение школьной дисциплины;
    • курение и выпивка;
    • грубость сверстникам и взрослым;
    • унижение маленьких и слабых;
    • ложь даже без причин;
    • доказывание своей правоты только с помощью силы;
    • разрисовывание стен;
    • порча школьного имущества;
    • гуляние на улице в течение долгого времени;
    • совершение других аморальных и противоправных поступков.

    Основными причинами этого является: отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие родительского авторитета.

    Выявлено, что большая часть правонарушений совершается в вечернее и ночное время, летом и весной, т.е. тогда, когда дети находятся на улице бесконтрольно и бесцельно.

    Заключительное слово

    Уважаемые родители! Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть » что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны: стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове НАДО.

    Если Вы решили, что настало время серьёзных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих рецепты, которые помогут подросткам добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец.

    И, конечно, очень важно подросткам определить свою жизненную цель, т.е.:

    -   Следовать строго к поставленной цели. Учиться ее находить.

    -   Не предаваться бесплодным мечтаниям.

    -  Разрабатывать конкретные планы на будущее и т.д.

    Памятка для родителей

    Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

    1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

    2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

    3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.

    4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

    5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

    6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

    7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

    8. Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

     


     

     


                                             

     

    ГУО "Ракитненская базовая школа"

    телефон -33274, электронная почта - rakitno@guo.bc.by

     

    Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.(А. Барбюс)