РусскийБеларускi

 

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Учащимся
  • Родителям
  • Учительская
  • Противодействие коррупции
  • Организация питания учащихся
  • ШАГ для 8-9 классов
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Военно-патриотическое воспитание
  • Работа с детскими и молодежными объединениями
  • Физкультурно-оздоровительная работа
  • Библиотека
  • Социально-педагогическая поддержка
  • Дошкольное образование
  • Летний оздоровительный лагерь
  • Фотогалерея
  • Попечительский совет
  • Безопасность
  • COVID-19
  • Ситуационная помощь
  • Сервисы
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

    © copyright

     

    Интерактивная карта Интерактивная карта

    Портал рейтинговой оценки

    Портал рейтинговой оценки

    QR-код учреждения

    QR-код анкеты


    “Как предотвратить детский суицид”

    Показатель суицидальной активности в РБ в 2014 году составил 18,3 самоубийства на 100 тысяч населения. Ситуация среди подростков в нашей стране на сегодняшний день остается одной из самых напряженных.

    На сегодняшний день существует огромное количество подходов, объясняющих, почему дети и подростки совершают суициды и как их можно предупредить.

    Так, например, согласно одному из подходов, объясняющих наше поведение зависит от того, как мы сами к себе относимся. Получается, что подросток стремиться сам себя убить? Следует обратить внимание на то, что подросток ищет не смерти, а помощи и хочет, чтобы кто-то ему показал: зачем жить и убедил, что жить – это не так уж и плохо.

     Что может сделать и на что обратить внимание учитель в ситуации предупреждения детского суицида?

    Ни один ребенок не принимает решение уйти из жизни за считанные часы. Решение “зреет” не один день и даже не неделю. Своими действиями и поступками дети в это время взывают о помощи.

    Что надо знать классному руководителю и учителям и на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида:

    • Суициду предшествуют кратковременные, объективные не затяжные конфликты в сфере близких отношений – в семье, с родителями, в школе, с учителями и одноклассниками, в группе товарищей по досугу.
    • Сам суицидальный поступок воспринимается подростком в “романтическо-героическом ореоле”: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение.
    • Суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нём есть признаки “игры на публику” (способ получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других).
    • Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.

       Основные признаки возможного планирования суицида подростком:

    • Разговоры подростка на темы смерти, самоубийств; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни; рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами и крестами; письма или разговоры прощального характера или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я всем обуза…» и т.д.)
    • Склонность к бескомпромиссным поступкам; деление мира на «черное-белое»
    • Снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, болезни и т.п.), что часто выражается в резком снижении успеваемости в школе или приеме наркотиков, алкоголя
    • Наличие примеров самоубийств в ближайшем окружении подростка (родители, друзья); имеется неосознанное желание воссоединиться с умершими
    • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.

    При этом надо обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:

    • Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
    • Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
    • Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
    • Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
    • Отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
    • Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
    • Раздаривание ценных вещей или денег

    Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:

    • Безнадзорность, отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка
    • Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость, критика любых поступков
    • Отсутствие близких друзей, отвержение в классе или внешкольных коллективах
    • Серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях – творчестве. Спорте
    • Неразделенная любовь, ревность, измена беременность у девочек

    Что нужно делать при подозрении на суицид:

       Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка, который вызывает у вас тревогу. То для начала следует выполнить ряд действий:

    • Крайне осторожно поговорить с друзьями. Одноклассниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
    • Поговорить с другими учителями школы, работающими в данном классе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
    • Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
    • Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
    • Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
    • Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем.

    Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.

    Что делать, если подозрения укрепились:

    Если вы классный руководитель и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору школы и привлечь школьного психолога к принятию срочных мер.

    Уважаемые учителя! Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в классе и в семье! 

    Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска:

    - не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

    - доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

    - не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

    - дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

    - сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

    - говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

    - постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

    - убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

    - не предлагайте упрощенных решений;

    - дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

    - помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью

    -осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

    - помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

    -при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

    - помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. 

     


                                             

     

    ГУО "Ракитненская базовая школа"

    телефон -33274, электронная почта - rakitno@guo.bc.by

     

    Старайся знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем. (Генри Питер Брум)