РусскийБеларускi

 

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Учащимся
  • Родителям
  • Учительская
  • Противодействие коррупции
  • Организация питания учащихся
  • ШАГ для 8-9 классов
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Военно-патриотическое воспитание
  • Работа с детскими и молодежными объединениями
  • Физкультурно-оздоровительная работа
  • Библиотека
  • Социально-педагогическая поддержка
  • Дошкольное образование
  • Летний оздоровительный лагерь
  • Фотогалерея
  • Попечительский совет
  • Безопасность
  • COVID-19
  • Ситуационная помощь
  • Сервисы
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

    © copyright

     

    Интерактивная карта Интерактивная карта

    Портал рейтинговой оценки

    Портал рейтинговой оценки

    QR-код учреждения

    QR-код анкеты


    Детская гимнастика: растим ребенка здоровым и весёлым

    Ребенок стал вялым, хуже кушает, мало играет и долго спит? А может быть, ему не хватает физической нагрузки? Детская гимнастика — лучший способ, чтобы наладить аппетит, улучшить настроение и сон. Постарайтесь не опаздывать в детский сад на зарядку и чаще занимайтесь дома.

     

    Виды и цели детской гимнастики

    Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.

    Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.

    Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов), оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.

    Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.

    Оздоровительная (лечебная) гимнастика

    Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т.д.

    Ритмическая гимнастика

    Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.

    Артикуляционная гимнастика

    В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.

    Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!

    Гимнастика для глаз

    После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.

    Зарядка после сна

    Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.

    Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.


    Утренняя гимнастика в детском саду

    Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.

    В выходные дни желательно проводить занятия и дома: как на свежем воздухе в теплое время года, так и в комнате, где предварительно было произведено проветривание. Можно использовать спортивный инвентарь (обручи, мячи, кегли и т.д.). Проводить зарядку хорошо как под счет, так и под ритмичное звучание бубна.

    1. Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.

    2. Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой,  наклоны головы и повороты.

    3. После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка».

    4. Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» - руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» - руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» - и.п. Повтор 3-7 раз.

    5. Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т.п.

    6. Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.

    7. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.

    Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:

    • для младших групп – 3-5 мин.;
    • для средних групп – 5-7 мин.;
    • для старших и подготовительных – до 12 мин.

    Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.



    Оздоровительная (спортивная) гимнастика

    Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:

    • заболевания сердечно-сосудистой системы;
    • болезни и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

    Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.

    Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры.

    Примерный комплекс упражнений:

    «Паровоз» (разминка)

    Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.

    «Деревце»

    Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса. 
    Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:

    Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.
    Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед),
    А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).
    Доросли до крыши (руки вверх),
    Ветер их колышет (махи руками над головой).
    Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).


    «Велосипедист»

    Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза. 
    Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)

    Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)
    Он пешком ходил.
    Ему велосипедик папа подарил.
    Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног),
    И помчался с горки (круговые движения ногами), закричав «Привет!"

    «Котенок»

    Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.
    Как делать: на четвереньках, спина прямая.

    Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.
    Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).
    А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.
    Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз), он улегся под буфет.
    Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.

    «Колобок»

    Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы. 
    Понадобится средних размеров мяч. 
    Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.

    Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног),
    Оказался он неплох (стопы – на мячик).
    Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).
    Зато теперь его не будут
    Есть лиса, медведь и волк.
    А зайчишку не боимся,
    От него мы вмиг умчимся!

    Восстановление дыхания

    Как делать: стоя на полу, ноги на ширине плеч (или лежа на полу).

    На вдох – руки вверх, на выдох – вниз. Повтор – 5-7 раз.
    Начинать стоит с повтора каждого упражнения 3-5 раз, постепенно увеличивая это число и усложняя действия.

      Ритмическая гимнастика

      Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.

      Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.

      Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.



      Артикуляционная гимнастика

      Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.

      Несколько основных упражнений:

      «Чистим язычком все зубки»

      Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.

      «Заборчик»

      Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.

      «Блинчик»

      На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».

      «Болтушка»

      Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.

      «Дятел»

      Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»...

      Пальчиковая гимнастика

      Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

      Начинать нужно с массажа кистей рук:

      • трем ладошки друг о друга до ощущения тепла;
      • массируем каждый пальчик по отдельности;
      • потряхиваем кистями рук.

      Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.

      «Мишка»

      Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:
      Тук-Тук, Мишка, Мишка!
      В свой спешит домишко!

      Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:
      Забегает на порог, -
      А калитку на замок!
       («замочек» захлопнуть).

      Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:
      На лугу козел бодался,
      Очень Мишка напугался!

      «Жили-были»

      Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):
      Жил-был дедушка Семен,
      С ним и бабушка жила.
      Приезжал сынок к ним в дом,
      Ну а с ним его жена.
      А еще внучок Антошка,
      Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).+

      Гимнастика для глаз

      После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения.

      Простые упражнения

      • Быстро поморгать в течение 1-2 минут не напрягая веки.
      • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.
      • Перемещать взгляд в разных направлениях (вправо-влево, вверх-вниз) при этом не поворачивая голову.
      • Нарисовать точку на окне. Поставить ребенка у окна и попросить сосредоточиться на точке. Затем нужно перевести взгляд на предмет за окном (дом, дерево и т.п.). Повторить 10 раз.

      «Сорока»

      Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:

      На сучке сидит сорока,

      Ей видать вокруг далеко:

      Смотрит вправо,

      Смотрит влево,

      Шу! Наверх она взлетела…

      Полетала наверху,

      Снова села на суку.

      Не шевелится, сидит –

      Шейка больше не болит.

      Вот сорока смотрит вверх –

      Видно птице выше всех!

      А потом посмотрит вниз –

      Нагни шейку, не ленись.

      Вот смотреть она устала,

      Часто-часто поморгала,

      Головою повертела –

      И куда-то улетела!

      Гимнастика после сна в детском саду

      Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели. Оптимальный «комплекс пробуждения» (следовать словам речевого сопровождения):

      Глазки открыли – дружно проснулись!

      Головкой повертели, друг другу улыбнулись.

      Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,

      Ножки кверху приподняли, ими поболтали.

      Сели на кроватку,

      Потянулись сладко!

      Ножки на пол опустили,

      Раз-два-три! Скорей вскочили!

      Гимнастика на фитболе

      Малышам ясельного возраста и дошкольникам гимнастика на фитболе дает расслабляющий эффект, и в то же время укрепляет прорабатываемые группы мышц.




      Сидение на фитболе

      Для начала дети детям нужно научиться самому простому. Мяч должен быть правильно подобранного размера, чтобы ноги упирались в пол всей стопой.

      Сидя на фитболе, можно отрабатывать упражнения на укрепление плечевого пояса и шейных мышц: махи руками, повороты головы и т.д.
      Необходимо включать и упражнения на тренировку равновесия: перекат с носочков на пятки и обратно, поочередное поднимание ног из положения сидя, ходьба приставным шагом и т.д.


      Лежа на фитболе

      Из положения лежа на животе – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия с поднятыми ногами и упором рук в пол и т.д.;
      из положения лежа на спине – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия в позе «звездочка» и т.д.

      Упражнения с фитболом стоя

      • поднимание прямых рук с фитболом;
      • повороты туловища и наклоны с мячом в руках;
      • удержание равновесия, стоя одной ногой на полу, а второй на фитболе, дополняемые движениями рук и т.д

      Заключение

      Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет. А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.

       


                                               

       

      ГУО "Ракитненская базовая школа"

      телефон -33274, электронная почта - rakitno@guo.bc.by

       

      Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Ключевский В. О.)