РусскийБеларускi

 

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Учащимся
  • Родителям
  • Учительская
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Библиотека
  • Дошкольное образование
  • Летний оздоровительный лагерь 2022
  • Фотогалерея
  • Попечительский совет
  • Безопасность
  • Социально-педагогическая поддержка
  • COVID-19
  • Сервисы
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    админ сайта

     

    © copyright

     

    Интерактивная карта Интерактивная карта

    Портал рейтинговой оценки

    Портал рейтинговой оценки

    QR-код учреждения

    QR-код анкеты


     

     

    ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

    МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

     

    В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

    Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.

    Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.

    С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) образования, спорта и туризма издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.

    Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

    наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

    наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

    функционирование поливочной системы;

    обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);

    засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

    С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.

    При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

    Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

    включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

    добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

    свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

    открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

    интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

    В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

    самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

    Физкультурно-оздоровительная работа включает:

    утреннюю гимнастику;

    физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

    подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

    активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

    самостоятельную двигательную деятельность;

    закаливание.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

    комплекс общеразвивающих упражнений;

    обыгрывание сюжета;

    3—4 подвижные игры;

    физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

    оздоровительный бег на участке;

    элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

    В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

    Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

    повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

    расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

    При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

    Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

    профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

    развитие координационных способностей;

    развитие физических качеств;

    совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

    Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

    Игры с элементами спортивного ориентирования.

    Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

    Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

    Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

    Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

    включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

    обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

    предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

    индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

    Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

    Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

    ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

    многократное умывание в течение дня;

    полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

    дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

    ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

    Художественно-эстетическая работа включает:

    изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

    музыкальную деятельность воспитанников;

    ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

    При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

    рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

    проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

    экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

    включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

    освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

    лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

    аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

    конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

    детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

    В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

    включение изобразительной деятельности в детские праздники;

    проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

    организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

    В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

    использование музыки в режимных моментах;

    фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

    проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

    включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);

    сольное и коллективное музицирование;

    самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

    На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

    Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

    Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

    Музыкальные игры с пением, хороводы.

    Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

    развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

    формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

    формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

    развитие музыкально-творческих способностей.

    Игры с музыкальными инструментами.

    Музыкальные игры-релаксации.

    В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

    В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА

    В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

    Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

    В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

    С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При

    С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

    Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

    обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

    максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

    использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

    учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

    обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

    В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

    Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.


     Приложение 1

    Нормативное правовое обеспечение организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

    1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З).

    2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».

    3. Указ Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся».

    4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования»

    (в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1114).

    5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266).

    6. Разъяснения по применению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307».

    7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2014 № 1104).

    8. Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях. Руководство № 11-14-1-2000. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии, Министерством образования Республики Беларусь.

    9. Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях. Руководство № 11-14-2-2002. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, НИИ санитарии и гигиены, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, Белорусским государственным медицинским университетом, Министерством образования Республики Беларусь.

    10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками».

    11. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 403 «Об изменениях и дополнениях к «Сборнику рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста» (2003 г.), которые выявлены как издержки при издании (опечатки).

    12. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях». — Минск, 2006.

    13. Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.

    14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.11.2009 № 69).

    15. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.07.2011 № 71).

    16. Сборник нормативных документов «Гигиена детей и подростков», вып. 1 / сост. А. А. Малахова, Минск, 2009.

    17. Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (Приложение «Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением»).

    18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78).

    19. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».

    20. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2012 № 10-17/П-18/3/10-27/16-643 «О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования».

    21. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» (вместе с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования).

    22. Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией».

    23. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 10-16/1250 «О распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания в дошкольных учреждениях, при написании меню-требования».

    24. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».

    25. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 № 78).

    26. Саванович, И. И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И. И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.

    27. Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста / Т. Д. Андрианова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2003. — 632 с.

    28. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014».

    29. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий».

    30. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

     


    Приложение 2

    Программно-методическое обеспечение летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

    Анцыпирович, О. Н. В мире музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О.Н. Анцыпирович,

    О. Н. Зыль. — Минск: Пачатковая школа, 20— 48 с. — (Серия «Мир детства»).

    Анцыпирович, О. Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 24 с.: 31 с. ил.

    Анцыпирович, О.Н. Тропинка в мир музыки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Минск: Жасскон, 2012. — 52 с.: 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Анцыпіровіч, В. М. У свеце музыкі : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / В.М. Анцыпіровіч, А.М. Зыль.— Мінск: Пачатковая школа, 20— 48 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

    Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    О.К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2013. — 152 с.

    Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі. — Мінск : Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 416 с.

    Глазырина, Л.Д. Двигательная деятельность в группе «Почемучки»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. Д. Глазырина. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — 360 с.

    Глазырина, Л.Д. Физкультурные занятия в группе «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.Д. Глазырина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 240 с.

    Горбатова, Е.В. Веселые игры с линией и цветом(Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск : Жасскон,.

    Горбатова, Е. В. Художественная мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Е. В. Горбатова. — Минск : Жасскон, 20— 40 с.

    Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 72 с.

    Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. А. Горелова. —Минск : Народная асвета, 2011. —

    22 с. : 26 с. ил. — (Страницы родной земли).

    Гракова, К. Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    К. Г. Гракова. —Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с.: 26 с. ил. — (Страницы родной земли).

    Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников :пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 104 с.

    Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Е. Б. Давидович. — Минск : Народная асвета, 2011. — 14 с. : 25 с. ил. — (Страницы родной земли).

    Дубинина, Д.Н. В мире сказок : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина— Минск : Пачатковая школа, 20— 24 с. — (Серия «Мир детства»).

    Дубинина, Д. Н. Игры с картинками для малышей : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 20— 28 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 20— 20 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Дубініна,Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна,

    А. А Страха, Д. У. Дубінін. — Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 136 с.

    Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна,

    А. А. Страха, Д. У. Дубінін. — Мазыр : Белы Вецер, 2014. — 136 с.

    Дубініна, Д. М. У свеце казак: вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання /

    Д. М. Дубініна. — Мінск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

    Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. — Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с. : 27 с. ил. — (Страницы родной земли).

    Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск : Жасскон,

    Житко, И. В. Играем в математику :учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко— Минск: Жасскон, 20— 16 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Житко, И. В. Математика для малышей : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. — Минск: Жасскон, 20— 16 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Житко, И. В. Математическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    И. В. Житко. — Минск: Жасскон, 20— 64 с.

    Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учрежденийдошк. образования / И. В. Житко. — Минск: Пачатковая школа, 20— 24 с. — (Серия «Мир детства»).

    Жихар, О.П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. П. Жихар,

    З. В. Кощева. — Мозырь: Белый Ветер. — 2010. — 207 с.

    Жытко,І. У. Насустрач матэматыцы : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / І. У. Жытко. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

    Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 184 с.

    Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Г. Н. Казаручик. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 72 с.

    Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 255 с.

    Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 48 с. : ил.

    Литвина, Н. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Н. В. Литвина, Е. И. Лосик. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 109 с. : + 1 электрон. опт. диск.

    Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.

    Никашина, Г. А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. А. Никашина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 167 с.

    Пашко, В. Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Л. Пашко. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.

    Петрикевич, А. А. Веселые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск: Жасскон, 20— 40 с.

    Петрикевич, А. А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    А. А. Петрикевич. — Минск: Народнаяасвета, 2011. — 14 с.: 27 с. ил. — (Страницы родной земли).

    Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Минск : Жасскон, 20— 40 с.

    Поздеева, Т.В. Уроки нравственности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. В. Поздеева. — Минск : Жасскон, 20— 20 с. : 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Полягошко, С.В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно-речевой деятельности: учеб. нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С. В. Полягошко. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 82 л. : ил.; 47, [1] с.

    Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

    Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования :в 2 ч. Ч. 1 / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

    Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования :в 2 ч. Ч. 2 / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

    Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования :в 5 ч. Ч. 1 / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

    Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования :в 5 ч. Ч. 2 / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 216 с.

    Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 5 ч. Ч. 3 / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 184 с.

    Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 4 / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 196 с.

    Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 5 / сост. : А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 192 с.

    Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост.: А. И. Саченко,

    Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с.

    Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 174, [2] с. : ил.

    Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 104 с.

    Смолер, Е. И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 94 с.

    Старжинская, Н.С. Веселые игры для развития речи (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 20— 60 с.

    Старжынская, Н. С. Вучыся размаўляць правільна : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Н. С. Старжынская. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

    Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.: 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Старжинская, Н.С. Речевая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Н. С. Старжинская. — Минск : Жасскон, 20— 56 с.

    Старжинская, Н.С. Учись говорить правильно: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Н. С. Старжинская. — Минск: Пачатковая школа, 20— 24 с. — (Серия «Мир детства»).

    Страха, А. А. У свеце прыроды : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / А. А. Страха. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

    Стреха, Е.А. В мире природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. — Минск: Пачатковая школа, 20— 16 с. — (Серия «Мир детства»).

    Стреха, Е.А. Малыши в мире природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. —Минск : Жасскон, 20 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Е. А. Стреха. —Минск : Народная асвета, 2012. — 64 с.

    Стреха, Е. А. Познаём мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. —Минск: Жасскон, 20 24 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).

    Учебная программа дошкольного образования. — Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Нац.ин-т образования,

    Ходонович, Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. —Минск : Жасскон, 2012. — 40 с.

    Ходонович, Л.С. Музыкальная мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    Л. С. Ходонович. —Минск : Жасскон, 20 56 с.

    Ходонович, Л.С. Мы играем в мюзикл!: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Л. С. Ходонович. — Минск : Народная асвета, 20

    Ходонович,Л.С. Развитие музыкально-театральной деятельности детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Минск: Народная асвета, 20

    Шебеко, В. Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Н. Шебеко. —Минск: Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).

    Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника:пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 133 с.

    Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /

    В. А. Шишкина,М. Н. Дедулевич. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 88 с.

     


                                           

     

    ГУО "Ракитненская базовая школа"

    телефон -33274, электронная почта - rakitno@lulinec.edu.by

     

    Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.(А. Барбюс)